Что верно и что неверно в оказании помощи банкам
Администрации Обамы придется сделать трудный выбор между частичной национализацией банков и оставлением их в частных руках
По сообщениям из Вашингтона, администрация Обамы близка к тому, чтобы выделить ни много ни мало - 100 миллиардов долларов в рамках второго этапа программы спасения проблемных активов для создания "банка-накопителя", который будет удалять "плохие" ценные бумаги с банковских балансов. План заключается в том, чтобы десятикратно увеличить эту сумму, используя баланс Федерального резерва. Таким образом, банковская система освободится от безнадежных активов на сумму до 1 триллиона долларов.
Хотя детали этого плана пока не определены, такой подход возвращает нас к попыткам, которые предпринимались в самом начале бывшим министром финансов США Хэнком Полсоном (Hank Paulson). Но впоследствии от них отказались. Это предложение страдает теми же недостатками: проблемные ценные бумаги трудно оценить по определению. И появление крупного покупателя приведет не к установлению цены, а к ее искажению.
Более того, ценные бумаги неоднородны, а это значит, что накапливающий их банк из-за неправильного отбора окажется владельцем низкокачественных активов. Даже с искусственно вздутыми ценами большинство банков не может себе позволить переоценивать оставшиеся у них портфели ценных бумаг на основе текущих рыночных цен, поэтому им придется оказывать дополнительную поддержку. Наиболее вероятное решение в такой ситуации - оградить их портфели от рисков, когда Федеральный резерв будет брать на себя убытки, превышающие определенные пределы.
Эти меры, если они будут приняты, искусственно обеспечат жизнедеятельность банков за счет значительных расходов налогоплательщиков. Но они не позволят банкам возобновить кредитование с конкурентоспособными ставками. Банкам длительное время нужна будет крупная маржа и высокая доходность, чтобы восстановить свой капитал.
На мой взгляд, гораздо более эффективной для перезагрузки экономики стала бы такая схема вливания средств, которая основана на реалистичных оценках стоимости, и которая предусматривает снижение требований к банкам в отношении минимального капитала. Недостаток этой схемы состоит в том, что для ее осуществления нового капитала потребуется значительно больше, чем 1 триллион. Где это уместно, придется делить банки на надежные и ненадежные. Это приведет к существенному ослаблению позиций сегодняшних акционеров и создаст риск того, что большая часть банковского капитала окажется в руках у государства.
Администрации Обамы придется сделать трудный выбор между частичной национализацией банков и оставлением их в частных руках с выкупом проблемных активов. Если она изберет первый путь, значительная часть населения существенно пострадает, и речь идет не только об акционерах банков, но и о выгодоприобретателях пенсионных фондов. Тем не менее, этот выбор оздоровит атмосферу и поможет перезапустить экономику.
Второй путь означает непризнание и бегство от болезненных экономических реальностей. Он поставит банковскую систему в то же самое затруднительное положение, которое привело к гибели получавшие государственную финансовую поддержку компании Fannie Mae и Freddie Mac. Интересы государства и общества требуют, чтобы банки возобновили кредитование на привлекательных условиях. Тем не менее, такое кредитование должно будет осуществляться под диктовку государства, поскольку своекорыстие банков заставит их сосредоточить основное внимание на сохранении и наращивании собственного капитала.
Политические реалии подталкивают администрацию Обамы ко второму пути. Она не может прийти в Конгресс и попросить разрешения потратить еще 1 триллион долларов на рекапитализацию банков, потому что господин Полсон уже отравил этот колодец, сначала потребовав, а затем истратив выделенные деньги на свою программу спасения финансовой системы США TARP. Второй транш программы TARP - оставшиеся 350 миллиардов долларов - может быть задействован только в результате хитрых маневров Конгресса. Это и заставило администрацию Обамы задуматься о резервировании суммы до 100 миллиардов долларов из этого транша на "банк-накопитель".
Фондовый рынок требует скорейшего решения, оказывая давление на акции финансовых институтов. Однако новой команде следует избегать повторения ошибок предыдущей администрации, и не провозглашать программы еще до того, как они будут тщательно продуманы и выверены. Выбор между двумя путями движения крайне важен. Когда он будет сделан, повернуть вспять будет уже невозможно. Поэтому такой выбор должен основываться на тщательном анализе альтернатив.
Президент Барак Обама сможет выполнить свое обещание о смелом новаторском подходе лишь в том случае, если он порвет с практикой предыдущей президентской команды. Конгресс и общество правы, говоря о том, что для банков сделано слишком много, а для несущих ущерб семей недостаточно. Правительству следует вывести финансируемые государством предприятия из состояния летаргического сна и более активно задействовать их для стабилизации рынка жилья. Пойдя на эти меры, оно сможет вернуться в Конгресс за разрешением на рекапитализацию банковской системы правильным образом.
Джордж Сорос - председатель правления Фонда Сороса.
("The Financial Times", Великобритания)
23 января 2009
|