Известный литературный герой Остап Бендер говорил: «Я знаю четыреста относительно честных способов отъёма денег». Смутные годы НЭПа далеко позади, но последователей Остапа не стало меньше. Скорее, наоборот, мошенников стало гораздо больше, и действовать они стали намного изощреннее, с использованием высоких технологий. Какие существуют виды, в частности, банковского мошенничества, мы попросили рассказать специалистов филиала одного из местных банков.
РЫБНАЯ ЛОВЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Этот вид мошенничества получил название fishing (“фишинг” – в пер. с англ. “рыбная ловля”, “выуживание”), цель его – посредством Интернета получить идентификационные данные пользователей. Желающие получить доступ к электронным кошелькам рассылают массовые e-mail-письма от имени того или иного банка с просьбой уточнить данные по платёжным карточкам. Ссылаясь на сбой информационной базы или на «обычную процедуру обновления данных», мошенники настоятельно рекомендуют обладателям электронных карточек войти на сайт банка через указанную ссылку. При нажатии ссылки держатели карточек попадают на точную зеркальную копию официального сайта банка. На этой лже-страничке банка им предлагается ввести личные данные: номер кредитной карты, идентификатор, пароль, а иногда даже PIN-код. Далее, благодаря высоким технологиям и развитой системе электронной коммерции, мошенникам не стоит большого труда заполучить в свои руки чужие деньги.
Совет здесь один – получив подобное письмо, незамедлительно удалите его. Настоящие банки никогда не рассылают таких писем.
БАНКОМАТ «ПОД КОЛПАКОМ»
«Скимминг» - при этом виде мошенничества используются специальные виды электронных устройств. Их устанавливают на банкоматах, чтобы в режиме реального времени собирать всю информацию о платежной карточке, владелец которой часто просто не догадывается о внимательной слежке за его действиями. Ведь эти устройства, которые могут быть установлены на лицевой части банкомата или, например, поверх гнезда для ввода карточки, умело маскируются. Кроме того, представители казахстанских банков не исключают, что для наблюдения мошенники могут использовать и видеокамеры, замаскированные под ящичек с информационными рекламными брошюрами, которые устанавливают под таким углом, чтобы можно было видеть PIN-код при наборе и вводе. А затем, владея информацией о платежной карточке, мошенники изготавливают её копию, и с помощью фальшивки без особого труда снимают всю имеющуюся на ней сумму.
В Атырау подобных случаев зафиксировано не было, но если вы обнаружили на банкомате подозрительные приборы, не используйте его, обратитесь в службу безопасности банка.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В «РАСЧЁТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР»
В середине 2006 года новый вид махинаций был обнаружен в Турции. Учитывая туристическую привлекательность этой страны, мошенники любезно сообщали гостям о возможности обналичить средства в так называемых «операционных расчетно-кассовых центрах», установленных в магазинах и на рынках. Подобные устройства обслуживал кассир.
А механизм был таков. Следуя совету мошенников, владелец карточки направлялся к «операционному центру», где на фальшивой клавиатуре набирал свой PIN-код. Обналичив необходимую ему сумму денег, владелец карточки уходил, не подозревая о раскрытии конфиденциальной информации, которая затем в течение 3-10 дней после ряда мошеннических операций использовалась для чужих карманов.
По статистике, сегодня каждый седьмой казахстанец владеет платежной карточкой, и сторонников электронных денег с каждым годом становится всё больше.
ПИН-КОД ХРАНИ, КАК ПАРТИЗАН ПОСЛЕДНЮЮ ГРАНАТУ
Кстати, не помешают несколько советов насчёт банкоматов и пластиковых карточек.
Пользуйтесь банкоматами, с которыми вы лучше знакомы. В других случаях выбирайте банкоматы в хорошо освещенных и удобных местах расположения. Не приступайте к работе с ним, если вблизи находятся подозрительные типы или если банкомат выглядит изолированным, ненадёжным. Если в банкомате к слоту для карточки или клавиатуре присоединено что-либо, не используйте его.
Запоминайте свой PIN-код наизусть, а если запишете его, то сделайте это в замаскированной форме и не носите вместе со своей карточкой. Не стоит царапать PIN-код на самой карточке, так как это станет отличным подарком тому, кто её найдёт или выкрадет. Никогда не раскрывайте свой PIN-код кому-либо, будь то член семьи, сотрудник банка или правоохранительных органов. Регулярно проверяйте баланс по своему счёту и банковские уведомления и сообщайте в банк о любых расхождениях между ними.
Вы должны быть столь же осмотрительными при использовании ваших карточек в терминалах торговых точек. Следите за кассиром во время обработки вашей карточки, убедитесь, что он не вставляет карточку в два разных устройства: если подобное случилось, немедленно свяжитесь со своим банком.
КРЕДИТ – ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НОТАРИУСА
Банковское мошенничество существует, пожалуй, столько же, сколько и само банковское дело. Некоторые из тех, кому приходилось брать деньги в долг, задумывались – мол, берём чужие, а отдаём-то свои. Как бы этого избежать? Самый нынче распространённый способ – взять кредит на подставного человека, уговорив его под тем или иным предлогом пойти в добровольную кабалу. Чаще всего, мошенник играет на человеческих слабостях, предлагая выгодную сделку, вроде – возьмёшь 30 тысяч долларов, а отдам 35. В качестве жертвы может выступить любой знакомый ему человек. Это может быть приятель, сосед, коллега и даже родственник. Впоследствии мошенник опять же под различными предлогами затягивает с возвратом долга, начинает прятаться, может даже вообще покинуть город. Это характерно для тех, кто таким макаром «надул» сразу несколько человек. В итоге крайним остаётся тот, кто брал банковский кредит, и доказать что-либо банку, суду и полиции практически невозможно – если, конечно, передача денег не была оформлена нотариально. Но на такой вариант мошенник не пойдёт.
Очень часто с подобными случаями сталкиваются коллекторские компании. Это партнёры банков, чья работа заключается не в «выбивании» долгов с заёмщиков, а в создании нормальных для задолжника условий, при которых он сможет безболезненно для себя и семьи выплатить долг. Есть, конечно, и злостные неплательщики, которые, как ни странно, часто являются людьми вполне обеспеченными, имеющими доходы. С такими разбирается суд.
ЗАЛОГ НА ДЕШЁВОЙ СТОЯНКЕ
Всех способов банковского мошенничества не перечислить. Ну а напоследок забавная история, случившаяся за рубежом. Клиент одного банка взял ссуду размером в 1 тысячу долларов на полгода. В залог оставил относительно новую иномарку, поместив её на охраняемую стоянку финансового учреждения. После чего уехал за границу. Никаких ежемесячных платежей за время его отсутствия не поступало. Руководители банка ломали себе голову, куда мог запропаститься добропорядочный с виду гражданин? Однако банкиры не слишком беспокоились о своих деньгах: стоимость автомобиля во много раз превышала размер ссуды. Но ровно через полгода заемщик вернулся из длительной командировки. Он тут же пришел в банк, погасил ссуду, проценты и набежавшие штрафы за просрочку. Сотрудники кредитного отдела поинтересовались, зачем он брал кредит, если знал, что не сможет вовремя погашать задолженность. «Я не хотел оставлять автомобиль на обычной стоянке, где место стоит как минимум 250 долларов в месяц, – невозмутимо пояснил находчивый клиент. – Услуги банка обошлись мне намного дешевле. Да и территория финансового учреждения охраняется куда более надёжно». Лев ГУЗИКОВ