Сокращать ли расходы на обучение персонала в период кризиса?
Этим вопросом задаются сейчас многие компании. Некоторые компании им не задаются, они беспощадно режут бюджеты на обучение.
НR-специалисты в недоумении: «как можно сокращать расходы на то, что приносит выручку компании?», «кто будет приносить деньги компании завтра, если мы не будем учить людей сегодня?», «что будет с нашей компанией завтра, если в ней не будет развития?», «но у нас же есть годовой план обучения!?». Собственник и руководители компаний склонны к другим вопросам: «какие расходы тогда сокращать, если не на обучение?», «какова зависимость между обучением сегодня и конкурентоспособностью завтра?».
Так сокращать ли компаниям бюджеты на обучения или нет, и стоит ли спорить по этому поводу?
Этот вопрос напоминает другие риторические вопросы: в шахматах – «какой фигурой мне походить?» - а какова позиция фигур? ; в гольфе «какую клюшку для удара выбрать?» - а какое расстояние до лунки, это грунт или песок, есть ветер или нет?
Мы часто хотим найти универсальное решение, универсальный ответ. Но на вопрос «что делать с бюджетом на обучение?» такого ответа нет. Нужно принимать во внимание множество факторов: сфера деятельности компании, отрасль, положение на рынке (рынках), какое место этот бизнес-процесс занимает в деятельности компании, общий объем сокращений расходов в компании в период кризиса, удельный вес расходов на обучение в бюджете компании, как меняется положение компании на рынке, какую стратегию компания выбрала в кризисный период и многие многие другие.
Для страховой компании N ключевой бизнес-процесс – продажи, поддержание сетевой структуры, и если компания не будет учить агентов продавать – шансы компании выжить резко уменьшаются. Для металлургического завода K ключевой бизнес-процесс – производство, кого учить в период кризиса и чему, если спрос на продукцию упал на 50%, внутреннее обучение и обучение технике безопасности не обсуждаю – учить нужно.
Прежде чем ответить на этот ключевой для компании вопрос «сокращать расходы на обучение или не сокращать» необходимо пройти несколько этапов в принятии этого решения:
1. Сбор информации об изменениях (рынок, новые рынки, как изменятся бизнес-процессы, какая стратегия выбрана),
2. Разработка различных вариантов решения вопроса и проработка вариантов развития событий (учить только маркетологов, учить только продажников, сокращать расходы на обучение пропорционально сокращениям всех расходов в компании, сократить расходы временно и т.д. и т.п.) включая экономические показатели, все затраты, включая время перевести в денежный эквивалент,
3. Выбор варианта решения на основе стратегии в период кризиса (это может быть стратегия выживания, стратегия расширения, стратегия диверсификации и пр.),
4. Мониторинг и контроль процесса обучения, результатов, соответствие запланированным показателям,
5. Сравнение по итогам периода (месяц, квартал, год….) запланированных и фактических показателей, удельный вес влияния обучения в них.
6. Внесение изменений в концепцию выбранного решения.